Российские войска продвигаются вперед на востоке Украины, добиваясь постепенного, но внимательно отслеживаемого прогресса в Донецкой области, в то время как администрация Трампа пытается выступить посредником в заключении мирного соглашения между Москвой и Киевом.
Наиболее заметное наступление произошло в начале этого месяца в районе города Доброполье на севере Донецкой области, где российские войска двинулись вперед на двух зубцах, напоминающих кроличьи уши.
Этот манёвр попал в заголовки газет как самое быстрое наступление России за последние месяцы, однако военные эксперты отмечают, что достигнутые успехи не привели к прочному контролю. Украинская оборона сдерживала дальнейшее продвижение, и Москве с трудом удавалось консолидировать позиции.
«Их задача — не сражаться с украинцами в лоб, а продвинуться как можно дальше… в надежде, что кто-то прорвётся», — заявил военный аналитик Алексей Альшанский газете The Moscow Times. «Это приводит к тяжёлым потерям».
По независимым подсчетам зарубежных новостных агентств «Медиазона» и «Медуза», подтвержденное число погибших российских военных превысило 120 000, хотя считается, что реальное число погибших гораздо выше.
Россия уже контролирует около 70% территории Донецка, включая региональную столицу, захваченную прокремлевскими сепаратистскими силами в 2014 году. То, что остается в руках Украины, имеет огромное стратегическое значение, и многие считают, что именно поэтому президент Владимир Путин так настаивает на том, чтобы Киев отказался от этого района в рамках возможного мирного соглашения.
Киев укрепил пояс городов, протянувшийся примерно на 50 километров (30 миль) от Славянска и Краматорска на севере до Дружковки и Константиновки южнее, превратив их в надежный заслон на пути дальнейшего продвижения России.
Потеря этих позиций станет серьезным ударом, сказал Альшанский, отметив, что Украина годами вкладывала ресурсы в оборону.
«Если России удастся захватить оборонительные позиции с неразрушенными, готовыми [укреплениями], даже не вступая в бой, то она, очевидно, использует их как плацдарм для будущей войны», — сказал он.
Покровск, город к западу от нынешней линии фронта, служащий логистическим узлом украинских войск, также находится под давлением. Российские военные блогеры и аналитики из американского Института изучения войны (ISW) отмечают усиление российских атак в этом районе, что позволяет предположить, что Москва пытается выявить слабые места.
Тем не менее, эксперты предостерегают от переоценки недавних событий на поле боя.
Другой военный аналитик, Юрий Фёдоров, утверждает , что основное внимание России по-прежнему сосредоточено вокруг Лимана, к северо-востоку от Крематорска и Славянска, где её войска испытывают украинскую сеть укреплений. Однако, добавил он, линии фронта остаются практически неизменными.
В других районах России продолжаются менее масштабные наступления в Запорожской и Херсонской областях. Украина в этом месяце предупредила , что Москва перебрасывает туда войска, готовясь к новому наступлению.
Однако в обоих регионах реки и сложная местность затрудняют проведение крупных наступлений, особенно в эпоху беспилотников, которые могут поражать мосты и пункты пропуска, рассказал Альшански The Moscow Times.
Постепенные успехи проливают свет на проблемы, связанные с опорой Москвы на то, что аналитики называют «тактикой небольших пехотных групп». Вместо массированных атак два-три солдата могут попытаться проникнуть на украинские позиции по разным маршрутам, как, предположительно, произошло в ходе наступления в районе Доброполья в этом месяце. В случае успеха за ними направляются подкрепления.
Хотя такая тактика позволила России продвинуться вперед в некоторых местах, ISW отмечает, что она оставляет войска уязвимыми для контратак.
Аналитик Федоров утверждает, что сейчас цель Украины — при любой возможности затормозить продвижение России, затягивая войну, пока обе стороны ждут, сможет ли время или внешнее политическое давление изменить баланс сил. «Обе стороны вовлечены в то, что можно назвать лишь гонкой со временем», — сказал он.