Европейские лидеры в воскресенье ринулись спасать отношения Украины с Соединенными Штатами после горького разрыва на прошлой неделе между президентом Владимиром Зеленским и президентом Трампом. Они пообещали собрать европейскую «коалицию желающих» для разработки плана прекращения войны Украины с Россией, который, как они надеются, может получить поддержку скептически настроенного г-на Трампа.
Собравшись в Лондоне по приглашению премьер-министра Великобритании Кира Стармера, лидеры поклялись усилить поддержку Украины. Но они также выразили надежду, что г-н Зеленский и г-н Трамп смогут исправить свой разрыв, подчеркнув нежелание Европы отказываться от трансатлантического альянса, который поддерживал мир на протяжении 80 лет.
«Мы должны навести мосты», — сказал г-н Стармер в воскресенье BBC перед тем, как лидеры начали прибывать в Ланкастер-хаус, недалеко от Букингемского дворца. «Мы должны найти способ, при котором мы все сможем работать вместе».
Г-н Стармер сказал, что, по его мнению, несмотря на гнев г-на Трампа по отношению к г-ну Зеленскому в Овальном кабинете в пятницу, президент привержен долгосрочному мирному соглашению между Украиной и Россией. Он сказал, что Великобритания и Франция, работая с другими европейскими странами , разработают свой собственный план с г-ном Зеленским.
Детали плана были отрывочными, но г-н Стармер предположил, что европейцы могли бы использовать его в качестве основы, чтобы убедить г-на Трампа взять на себя обязательства по американским гарантиям безопасности. Великобритания и Франция уже пообещали предоставить войска для миротворческих сил и пытаются привлечь другие страны по всей Европе.
«Я думаю, что мы сделали шаг в правильном направлении», — сказал г-н Стармер, хотя и добавил, что «это момент настоящей хрупкости в Европе».
Его комментарии отразили дилемму, с которой столкнулась Европа через две недели после неожиданного обращения г-на Трампа к президенту России Владимиру Путину. Ни Европа, ни Украина в настоящее время не имеют мест за столом переговоров в потенциальном мирном соглашении, заключенном при посредничестве Трампа. Г-н Трамп также не согласился предоставить гарантии безопасности, чтобы помешать России начать новое вторжение на территорию своего соседа.
Язвительный обмен репликами г-на Трампа с г-ном Зеленским углубил трансатлантический раскол. «Никто не хочет этого видеть», — сказал г-н Стармер, у которого днем ранее была своя, гораздо более гладкая встреча с г-ном Трампом.
Премьер-министр пытался выступить посредником между г-ном Зеленским и г-ном Трампом. По словам высокопоставленного британского чиновника, общаясь с обоими по телефону после их столкновения, он высказал идею о том, что г-н Зеленский вернется в Белый дом в пятницу вечером, чтобы наладить отношения с президентом.
Оба лидера возразили, заявив, что было бы лучше дать страстям остыть и проветриться, по словам чиновника, который говорил на условиях анонимности из-за деликатности вопроса. Тем не менее, сам г-н Зеленский также выразил убеждение, что его разлад с г-ном Трампом не был непоправимым.
В воскресенье в Лондоне Европа заключила г-на Зеленского в теплые объятия. Он получил выражения поддержки от 18 собравшихся лидеров, включая президента Франции Эммануэля Макрона, канцлера Германии Олафа Шольца и премьер-министра Италии Джорджию Мелони. После встречи с ними он должен был посетить короля Карла III в его загородном поместье Сандрингем к северо-востоку от Лондона.
Однако за тщательно спланированной демонстрацией солидарности скрывалось признание того, что сохранение присутствия Соединенных Штатов на борту по-прежнему имеет решающее значение.
«У Стармера две цели», — сказал Муджтаба Рахман, аналитик консалтинговой компании по политическим рискам Eurasia Group. «Сформировать предложение с украинцами и европейцами, которое позволит США оставаться позитивно вовлеченными в безопасность Украины, одновременно готовясь к худшему сценарию, когда это может оказаться невозможным».
Это потребует от европейских стран взять на себя гораздо более тяжелую ношу по защите обороны континента. Ожидается, что г-н Стармер будет подталкивать других европейских лидеров последовать примеру Великобритании и увеличить свои военные расходы.
На прошлой неделе британское правительство объявило, что его оборонный бюджет достигнет 2,5% от валового внутреннего продукта к 2027 году и 3% в течение десятилетия. В субботу, после встречи с г-ном Зеленским на Даунинг-стрит, 10, г-н Стармер предоставил Украине кредит в размере 2,26 млрд фунтов стерлингов (около 2,8 млрд долларов США) на закупку дополнительной военной техники.
Встреча на высшем уровне поставила г-на Стармера в непривычное для британского премьер-министра место: в сердце Европы во время кризиса. Спустя более восьми лет после того, как страна проголосовала за выход из Европейского союза, быстро меняющийся ландшафт безопасности подталкивает Великобританию ближе к континенту.
Кэтрин Эштон, британка, занимавшая пост верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, заявила, что успешная встреча г-на Стармера с г-ном Трампом укрепила его репутацию лидера Европы.
«Неудивительно, что союзники в Европе собираются в Лондоне в эти выходные, и неудивительно, что в Брюсселе и столицах к Великобритании стали относиться гораздо серьезнее», — заявила г-жа Эштон.
И все же дипломатия г-на Стармера имеет свои пределы. Он не смог добиться от г-на Трампа никаких гарантий безопасности для Украины, несмотря на преувеличенную демонстрацию почтения к президенту. Это включало вручение г-ном Стармером лично приглашения на государственный визит от короля, редкий второй раз, когда г-н Трамп был удостоен такой чести.
Для г-на Трампа приглашение короля г-ну Зеленскому посетить его в Сандрингеме может несколько скрасить этот жест.
Для г-на Стармера кризис открывает возможность сблизиться с Европой. Он давно хотел сделать это на торговом фронте, но подошел к этому осторожно из-за политической чувствительности дома. Лейбористская партия не хочет терять своих основных избирателей из рабочего класса, многие из которых выступали за Brexit, в пользу антииммиграционной партии Reform UK, которую возглавляет Найджел Фарадж.
Но увеличение военных расходов популярно среди избирателей Реформы, а также среди основной оппозиционной Консервативной партии. Поддержка Украины и противостояние российской агрессии также ставит г-на Фараджа, с его историей симпатий к г-ну Путину, в щекотливое положение.
Другой вопрос, позволит ли это г-ну Стармеру реинтегрировать экономику и торговлю Британии с экономикой и торговлей Европейского союза. Некоторые аналитики отметили, что ЕС не спешит пересматривать свое существующее торговое соглашение с Британией, которое он считает выгодным для континента. Политическая судьба г-на Стармера по-прежнему зависит от того, сможет ли его правительство выправить больную экономику Британии.
«Страна находится в таком плачевном состоянии, что я не думаю, что Стармер будет вознагражден за то, что он международный государственный деятель», — сказал аналитик г-н Рахман. «Это, пожалуй, опасная вещь для премьер-министра — пытаться наращивать политический капитал за рубежом, когда внутренняя повестка дня не движется в желаемом направлении».
В настоящее время Великобритания и ЕС ведут переговоры по соглашению о защите и безопасности, которое аналитики рассматривают как легкую добычу по сравнению с пересмотренным торговым соглашением. Но даже это рискует стать ловушкой для торга по другим вопросам. Некоторые европейские страны добиваются от Великобритании уступок в отношении прав на рыболовство и разрешения молодым людям из ЕС жить и работать в Великобритании.
«Люди понимают, что они больше не могут рассчитывать на добрую Россию и щедрую Америку, и что им нужно объединить усилия по ряду вопросов, включая оборону и безопасность», — сказал бывший посол ЕС в США и Великобритании Жуан Вале де Алмейда.
Шок от недавних комментариев г-на Трампа о России и Украине может снять препятствия. Британцам, сказал г-н Вале де Алмейда, напоминают, что «они больше европейцы, чем американцы, в плане того, что объединяет их с Европой, и того, что объединяет их с Америкой».
Однако несколько напряженных дней дипломатии обнажили вызов, с которым сталкивается Европа в достижении единства. Британия с трудом составила даже приемлемый список гостей для этой встречи. После того, как три балтийские страны, Латвия, Эстония и Литва, выразили разочарование тем, что их не включили в список, учитывая их близость к России, г-н Стармер провел телефонный разговор с их лидерами в воскресенье утром, до прибытия других лидеров.